Курортный сбор и туристический налог на курортах России


Туристический налог в России

С 1 января 2025 года властям муниципальных образований и городов федерального значения разрешено вводить туристический налог. Соответствующие изменения внесены в Налоговый кодекс РФ.

Налоговая база определяется как стоимость оказываемой услуги по предоставлению мест для временного проживания физических лиц в средстве размещения (его части) без учета сумм налога и НДС.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус») и не могут превышать: 1% в 2025г, 2% в 2026, 3% в 2027, 4% в 2028 и 5% в 2029 году и далее.

Налоговые ставки могут быть дифференцированы с учетом сезонности и (или) категории средства размещения.

В случае, если исчисленная сумма налога менее суммы минимального налога, рассчитанной как произведение 100 рублей и количества суток проживания, сумма налога определяется в размере минимального налога.

Налогоплательщики, оказывающие услуги по временному проживанию в составе услуг по санаторно-курортному лечению, исчисляют налог в отношении таких услуг в размере минимального налога.

Льготы по налогу предусмотрены п.2 ст. 418.4 НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус») могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

О введении курортного сбора на территории Краснодарского края, Ставропольского края, Алтайского края

Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 214-Ф З "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае" (далее также — Федеральный закон) регулирует отдельные вопросы, связанные с проведением на этих территориях эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в целях сохранения, восстановления и развития курортов, формирования единого туристского пространства, создания благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма.

Взимание курортного сбора на территории Краснодарского края

Курортный сбор взимается на территории Краснодарского края с 1 января 2021 по 31 декабря 2022 года.

Территорией эксперимента в Краснодарском крае в соответствии с Федеральным законом является территория следующих муниципальных образований:

  1. муниципальное образование город-курорт Анапа;
  2. муниципальное образование город-курорт Геленджик;
  3. муниципальное образование город-курорт Сочи;
  4. муниципальное образование город Горячий Ключ;
  5. Новомихайловское городское поселение Туапсинского района;
  6. Джубгское городское поселение Туапсинского района;
  7. Небугское сельское поселение Туапсинского района;
  8. Шепсинское сельское поселение Туапсинского района.

Размер курортного сбора на территории эксперимента с одного физического лица, достигшего 18 лет, проживающего в объекте размещения более 24 часов, составляет 50 рублей в сутки.

Взимание курортного сбора на территории Ставропольского края

Курортный сбор взимается на территории Ставропольского края с 1 мая 2018 года по 31 декабря 2022 года.

Территория эксперимента включает территории следующих муниципальных образований Ставропольского края:

  • город-курорт Ессентуки;
  • город-курорт Железноводск;
  • город-курорт Кисловодск;
  • город-курорт Пятигорск.

Курортный сбор устанавливается в размере 50 рублей в сутки с человека.

Взимание курортного сбора на территории Алтайского края

С 1 мая 2018 года на территории муниципального образования город Белокуриха Алтайского края вводится плата за пользование курортной инфраструктурой (далее - курортный сбор).

В 2019-2022 годах размер курортного сбора составит 50 рублей за одни сутки фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения.

Сумма курортного сбора, подлежащая уплате, исчисляется как произведение количества дней фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения (за исключением дня заезда) и установленного размера курортного сбора. При этом сумма курортного сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания.